Наши услуги





Опрос

Для решения каких жизненных задач коучинг мог быть вам полезен?


Развитие карьеры или становление собственного бизнеса.

Повышение качества жизни.

Повышение эффективности работы сотрудников.

Повышение личной эффективности и личного развития.











Влияние коучинга на организацию

Анна Литвинова, бизнес-тренер, коуч, генеральный директор тренинговой компании «Центр HR технологий Персона Грата»

Значительных результатов от руководителей ждут каждый день: нужно идти в ногу со временем, соответствовать требованиям акционеров и неуклонно повышать эффективность работы. Реализация этих планов требует особого подхода к формированию и развитию команды, что становится невозможно без активного участия всех ее членов и, зачастую, экспертной поддержки специалистов.

Коучинг как стиль управления

Стиль руководства — своего рода «почерк» в действиях менеджера. Правильно выбранный стиль управления позволяет руководителю создать продуктивную и благоприятную среду, в которой наиболее полно и успешно раскрывается потенциал сотрудников для достижения целей компании.

Согласно теории Курта Левина, различают три стиля управления: автократичный, демократичный и либеральный. При автократичном стиле управления, несмотря на высокую производительность труда, у подчиненных наблюдаются низкая мотивация, подавленность, проявляются агрессия и отсутствие командного мышления. В коллективе, где преобладает демократический стиль руководства, руководитель стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, делегировать часть управленческих функций, результативность труда постоянно повышается. Либеральный же стиль отличается тем, что руководитель занимает пассивную позицию. Работа распределяется в основном самими сотрудниками или неформальным лидером.

Исследование Левина о типах управления дало основу для поисков стиля поведения менеджера, который позволяет добиться высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности сотрудников. По модели Блейка-Мутона (управленческая решетка ГРИД, см. рис. 1), руководство осуществляется по двум векторам. С одной стороны, ориентация на задачу — стремление к получению положительных производственных результатов. С другой — ориентация на людей (создание благоприятных условий труда, забота о людях,наличие социальных благ и т.п).


Ориентация
на
людей
9 1.9 Менеджмент

Пристальное внимание к деталям
во взаимоотношениях позволяет
создать комфортную и дружественную
обстановку в организации и придать
работе хороший темп
  Менеджмент 9.9

Результат работы зависит от усердия
сотрудников взаимозависимость,
основанная на общей цели, ведет к
установлению доверительных и
уважительных отношений
8  
7  
6                  
5     5.5 Менеджмент

Эффективная работа организации
возможна благодаря сохранению
равновесия между необходимостью
получения результата и одновременного
поддержания хорошего морального
духа сотрудников
   
4        
3 1.1 Менеджмент

Использование минимального
усилия для получения результата
достаточно, чтобы сохранить
кадровый состав организации
  Менеджмент 9.1

Эффективность в работе достигается
благодаря такой организации работы,
когда в наименьшей мере затрагиваются
личностные особенности
2  
1  
  1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Ориентация на задачу

Рис. 1. Управленческая решетка Блейка-Мутона


Исходя из управленческой решетки Блейка-Мутона, из всей совокупности стилей руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными особенностями поведения руководителей. Если брать крайние показатели, например, 1.9 или 9.1, и тот и другой стиль, в конечном счете, приводит к негативным последствиям. В квадрате же 9.9. достигается наивысший уровень ориентации на результатах работы в совокупности с высоким уровнем ориентации на людях.

Одной из технологий, позволяющей достичь высокого уровня управления, является коучинг. Именно применение коучинга в управлении позволяет обеспечить продвижение сразу по двум векторам. Сотрудники достигают поставленных целей, при этом развиваются, профессионально растут и повышают культуру командного взаимодействия, ощущая свою ценность и вклад в общий результат компании.

Коучинг как технология

За последние полтора десятилетия средний интеллектуальный и образовательный уровень специалистов заметно вырос. Руководитель в понимании нынешних специалистов — это совсем не беспрекословный авторитет. Уровень амбиций сотрудников и их потребность в признании претерпели значительные изменения. При этом современные сотрудники хотят расти и развиваться. Многие расценивают профессиональный рост как собственную ценность для компании и как конкурентное преимущество на рынке труда. Как и в прежние времена, работники по-прежнему хотят видеть в своем руководителе того, кто способен поддержать собственный авторитет, направить и оказать поддержку подчиненным.

Для того, чтобы идти в ногу со временем, руководителю необходимо осваивать новые технологии управления, которые помогут ему вести за собой не только за счет формальных полномочий и профессионального опыта. Современный лидер — это руководитель, который способен умело и эффективно использовать потенциал сотрудников, развивать их и мотивировать на достижение поставленных целей. Коучинг является очень сильной технологией, способной вывести команду на качественно другой уровень исполнения.

В основе подхода к менеджменту через коучинг лежит демократичный стиль управления. Руководитель демонстрирует уважительное и доверительное отношение к сотрудникам, на смену инструкциям и указаниям приходит диалог руководителя с подчиненным. Используя этот стиль управления, руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников.

Легко ли быть менеджером-коучем? Наверное, нет. Но менеджер, использующий коучинг в повседневной работе, знает: качество его работы определяется в том числе уровнем исполнения задач подчиненных, готовности команды к новым вызовам, и может напрямую влиять на результат командной работы. Коучинговый подход поощряет самостоятельность и инициативность подчиненных, позволяет выработать у подчиненных осознанность в своих действиях, ориентацию на результат и ответственность за него.

Одно из очень важных качеств менеджера-коуча — умение слушать и задавать «сильные» вопросы, побуждающие подчиненного активно мыслить, не предлагая тому готовых решений.

Применение коучинга для достижения результатов

Чтобы повысить эффективность исполнения и управления в компании, эффективной и своевременной может быть помощь внешних экспертов — консультантов. Один из возможных сценариев — найм коуча для повышения эффективности работы менеджеров и их команд.

В первом случае речь идет о регулярных сессиях, когда с заказчиком работает профессиональный коуч. Его задача, соблюдая интерес клиента, помочь в решении конкретных бизнес-задач, связанных, как правило, с изменениями определенного поведения или навыков, или задач, связанных с развитием и повышением эффективности деятельности. Обычно программы коучинга длятся от трех месяцев до года.
Другой вариант — обучение руководителей навыкам коучинга для повышения эффективности работы команды.

Довольно распространен и комбинированный вариант. Поскольку профессиональный коучинг является дорогостоящей услугой (см. рис. 2), некоторые компании предпочитают планировать индивидуальные сессии с менеджерами среднего и высшего звена. Чтобы повысить качество исполнения поручений на всех уровнях, можно обучить линейных менеджеров навыкам коучинга как технологии управления. Для решения этой задачи обычно используют тренинги.

Тренинг «Управление в стиле коучинг», предлагаемый «Центром HR технологий Персона Грата», представляет собой интенсивное двухдневное обучение. Он проводится в стиле, отличном от большинства стилей тренинга: мы практикуем групповой коучинг, в ходе которого ведущий активно задает вопросы группе, стимулирет обсуждение, происходит сверка с целями и результатами обучения, которые достигаются участниками в ходе тренинга. Участники знакомятся с традиционными стилями управления и основами коучинга, отработают на практике навыки коучинга: умение задавать эффективные вопросы, применять активное слушание, правильно ставить цели, мотивировать на достижение результатов, давать развивающую обратную связь. Тренинг способствует раскрытию ресурсов: поиску собственного стиля руководства, развитию способностей к стратегическому мышлению, способности формировать видение, вдохновлять на достижение результатов, формированию навыков успешной коммуникации.

Известно, что 90% полученного в ходе тренинга материала забывается в течение 30 дней, а 60% — по прошествии одного-двух дней. И это действительно происходит, если вся работа по развитию персонала ограничивается проведением короткого тренинга. Краткосрочный тренинг необходим и эффективен, но только при одном важном условии — если после его проведения создаются условия, при которых обеспечивается поддержка и практическое применение полученных знаний и навыков. Есть статистика, свидетельствующая о том, что эффективность тренинга может быть увеличена на 25%, если его дополнить сессиями коучинга. Чтобы человек овладел навыком на уровне неосознанной компетентности, ему необходимо закрепить пройденное, постоянно применяя новые знания на практике.

Для достижения целей и получения результатов очень важна регулярная систематическая работа. Система Best Year Yet ®, которую предлагает на правах официального дистрибьютора «Центр HR технологий Персона Грата». Методика помогает сотрудникам постоянно развиваться и производить результаты, в том числе — при помощи сессий коучинга. Эту методику используют более 700 тыс. корпоративных и частных клиентов во всем мире на протяжении более 25 лет.

Методика представляет собой систему стратегического планирования и исполнения, которая позволяет повысить производительность деятельности, увеличить ее показатели и сплотить команду. Методика актуальна для компаний, которые стремятся выработать единую линию понимания приоритетов, и для руководителей, готовых наделять подчиненных ответственностью.

На протяжении года участники учатся четко формулировать цели на год, исходя из этого планировать работу — вплоть до недели — и регулярно измерять достижение результатов, связанных с бизнес-целями. Вовлеченность в достижение целей компании сотрудников всех уровней исполнения — один из ключевых принципов методики. Сотрудники формируют новые эффективные поведенческие привычки и развиваются при помощи техник коучинга. Все это время поддержкой компании занимается сертифицированный коуч.

Программа состоит из трех блоков: разработка плана и постановка целей, контроль результатов выполнения и сессии, направленные на повышение эффективности исполнения плана. На первом этапе в течение одного рабочего дня команда разрабатывает единый стратегический план, исходя из десяти главных приоритетов, стоящих перед подразделением на ближайший год. Затем каждый предлагает соответствующий своей командной роли и функции персональный план достижения целей на тот же период времени. В итоге общими силами создается действительно «живой» план, в создании которого участвуют все члены команды.

Второй этап предполагает поддержку исполнения плана в виде регулярных сессий коучинга на ежемесячной основе. Три часа в месяц работы коуча необходимы для оценки эффективности достижения целей команды — результативности, вклада каждого из членов команды. Участники оттачивают новые поведенческие навыки, а значит, и учатся управлять собственной эффективностью. К концу сессии команда разрабатывает новые цели на следующий месяц.

Ежемесячные совместные сессии команды трансформируют культуру работы команды от разрозненных выполнений задач и функций к общему делу, где виден как результат каждого, так и общий. Все это способствует укреплению командного духа и повышению производительности труда.

Чтобы заручиться поддержкой коллектива, современным менеджерам необходимо пересмотреть стратегии управления. Каждый из стилей управления по-своему хорош. Но, пожалуй, наиболее эффективным на сегодняшний день является управление в стиле коучинг. Опытные сотрудники все чаще готовы делить ответственность за результат работы команды. Даже на начальном этапе работы сотрудника на новом месте руководитель часто не является наставником в классическом понимании этого слова — усиливается конкуренция на рынке труда, растет уровень интеллекта и качество подготовки специалистов. Среди преимуществ, которые при правильном подходе дает компании коучинг, — мотивация персонала, повышение эффективности исполнения, развитие персонала, улучшение взаимоотношений, более качественные коммуникации, а также креативность мышления, развитие творческого подхода, гибкость и адаптация к изменениям.

Равное и доверительное отношение к сотруднику, вера в его возможности позволяет добиться многого. Чем лучше руководитель будет знать возможности своей команды, каждого отдельно взятого сотрудника, чем эффективнее его коммуникация с командой, тем больше вероятность достижения самых амбициозных целей.

Как компании используют коучингИсследование Ward Howell Talent Equity Institute в апреле 2010, когда было опрошено 100 респондентов малого и среднего бизнеса в России, выявило, что коучинг чаще всего используется для топ-менеджеров компании. При этом работа, как правило, ведется с недавно повышенными сотрудниками или с менеджерами, ожидающими повышения. Результаты коучинга во многих случаях превышают ожидания.

Рис. 2. Использование коучинга в России. Данные Ward Howell Talent Equity Institute, 2010